Лента новостей

В экспозициях музейно-выставочного центра ГБУК «Пензенский областной Дом народного творчества» можно познакомиться с изделиями Пензенских мастеров, расписанных в манере городецкой росписи.

Городецкая роспись получила свое название от древнего русского  города Городец, что стоит в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Возникновение городецкой росписи связано с производством прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля. Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики, позднее, разделочные доски, хлебницы, блюда, шкатулки. Яркая, лаконичная роспись, включающая жанровые сценки, фигурки коней, цветочные узоры выполняется свободным мазком с черной и белой графической обводкой. Доминирующий цвет городецких росписей - ярко-желтый хром или киноварь, являющийся фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленые» тона (розовый, голубой) используются для нанесения узора, черный и белый – для проработки деталей.

В городецкой росписи существует три вида композиции: цветочная роспись; цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»; сюжетная роспись. Чаще всего используется, наиболее простая в исполнении, цветочная роспись с изображенным одним цветком: розовой «розой» или голубой «купавкой» с симметричными листьями или полосой из цветочного орнамента. Сюжетная роспись выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Сюжетные композиции отличаются большим разнообразием: застолья, чаепития, свадьбы, гуляния, выезды и свидания. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами – это символ богатства и достатка. Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти. На декоративных панно встречаются деревенские дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки традиционны для сюжетной городецкой росписи. К фигуркам коней и людей пририсовывались сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц.

Простота техники, нарядность и красочность цветовой гаммы обеспечили городецкой росписи широкую популярность у собирателей народного искусства и мастеров из других регионов.