Лента новостей
08.12. 2015 г.
"Домашний очаг"

С тех незапамятных времён, когда предки человека научились пользоваться огнём, неотъемлемой частью человеческого жилища, его сердцем, был очаг. У многих народов, разных по происхождению, языку и культуре, существуют обряды поклонения очагу. До сих пор понятие «Домашнего очага» заключает в себе всё, связанное с жизнью семьи.

В разных странах очаг обустраивали по-разному. Так, в странах с суровым климатом, где огонь был нужен не только для приготовления пищи, но и для обогрева жилья, был повсеместно распространены камины и печи. Кульминацией искусства обустройства очага можно смело назвать русскую печь. Трудно перечислить все её функции! В печи варили еду, пекли хлеб, грели воду для мытья (а в больших печах даже мылись!), на ней спали… В маленьких нишах-«печурках» на стенке печи сушили одежду и обувь, а также лекарственные травы. Тепло русской печи, затопленной с утра, прогревало дом, сохраняясь долгими зимними ночами.

Однако универсальная русская печь была приметой простонародной культуры. В царских палатах, в хоромах знатных бояр, роскошно убранные покои украшали более скромные по размерам, но необыкновенно нарядные печи. Их единственной функцией, как и у западноевропейских каминов, был обогрев комнат. Печи такие выкладывали глазурованными изразцами с затейливым рельефным узором. Изразцы были двух типов: зелёные (или, как их называли, «муравленые») и полихромные, на которых рельефный рисунок богато расцвечивался разноцветными глазурями. Каждая такая печь была произведением искусства. К сожалению, после реформ Петра I производство печных изразцов в России угасло, не выдержав конкуренции с привозным голландским кафелем, мода на который вводилась императорскими указами. С этого времени за комнатными печами закрепилось название «голландки».

 

В керамическом зале музейно-выставочного центра ГБУК «Пензенский областной Дом народного творчества» сохранились парные печи-«голландки» середины XIX века. Они выложены коричневой глазурованной плиткой с барочным растительным орнаментом. Плитку такого типа изготавливали в прибалтийских провинциях Российской империи. Интересно устройство этих печей. Поскольку комната, в которой они находятся, была парадной, у них нет ни вьюшек, ни отверстий для закладки дров. Но это не значит, что печи были декоративными. Одна из них имеет стенку, выходящую в соседнее помещение, где её и затапливали. Вторая печь была снабжена нижним, подвальным ярусом (в наши дни утраченным), и топили её из подвала дома.